Главная /
Медиа /
Статьи /
Учебная практика студентов в Государственном архиве документов по личному составу Свердловской области: организация работы и формы проведения
Учебная практика студентов в Государственном архиве документов по личному составу Свердловской области: организация работы и формы проведения
10 октября 2013
Статьи
Государственное казенное учреждение
«Государственном архиве документов по личному составу Свердловской области»
С. В. Шипицина
Доклад на совещание-семинар «Основные направления взаимодействия филиала РГАНТД с региональными архивами Поволжья и Урала по вопросам патриотического воспитания граждан Российской Федерации и пропаганды исторических знаний» (6-7 сентября 2012 года, г. Самара)
Учебная практика студентов в Государственном архиве документов по личному составу Свердловской области: организация работы и формы проведения
В процессе обучения студенты исторических факультетов университетов прослушивают курс лекций по ряду дисциплин источниковедческого направления, важнейшее место среди которых занимают источниковедение и архивоведение.
Историческое знание, как известно, базируется на данных исторических источников, среди которых первостепенную роль играют источники письменные, а среди них – документальные. Но для творческой активности недостаточны лишь научная добросовестность и объективность исследователя, нужны еще и высокая компетентность при работе с архивными источниками, знания методики архивоведения, навыки практической работы в архиве. В этой связи особую роль приобретает архивная практика.
Цель и задачи архивной практики заключаются в том, чтобы углубить, закрепить и конкретизировать знания, полученные студентами в лекционных курсах, привить им навыки самостоятельной практической работы в архиве и таким образом подготовить студентов к исследовательской работе в архивах при написании курсовых, дипломных работ и в последующей деятельности.
Вся практика делится на 2 части. Первая направлена на закрепление у студентов знаний, полученных в результате прослушивания курса “Архивоведение”. Результатом работы студентов является самостоятельное исследование в форме реферата по предложенной теме, содержащее источниковедческий обзор и характеристику комплекса архивных документов. Эту часть практики проводит непосредственный руководитель группы из университета.
Вторая часть практики направлена на то, чтобы развить у студентов навыки непосредственной работы с архивными документами, а также предполагает знакомство их с различными видами работ, осуществляемых архивом. Каждый раз перед началом практики мы советуемся с руководителем группы студентов: что их интересует, стараемся учитывать их пожелания.
В процессе практики студенты знакомятся:
-
с нормативными документами и методическими пособиями, определяющими деятельность государственных архивов;
-
с составом и содержанием документов государственного архива;
-
со структурой управления государственными архивами Свердловской области и архива по личному составу в частности (изучение положения и инструкций об архиве и его отделах, должностных обязанностей сотрудников и предъявляемых к ним квалификационных требований, перспективных и текущих планов работы, отчетности и т.д.);
-
с условиями труда различных категорий архивистов, организацией рабочих мест.
Студенты обязательно беседуют с директором архива и администрацией о задачах и основных направлениях работы архива в современных условиях; встречаются с сотрудниками архива, руководителями структурных подразделений; знакомятся с правилами внутреннего распорядка и пожарной безопасности в архиве, смотрят степень оснащенности подразделений архива оргтехникой и возможности внедрения информационных технологий в архивную деятельность. Для студентов организуются экскурсии в отделы архива, читальный зал, методический кабинет.
За студентами в качестве кураторов закрепляются опытные работники архива, как правило, это заведующий отделом сохранности и заведующие архивохранилищем.
Непосредственно в процессе практики студенты изучают организацию приема документов на архивное хранение, оформление договора приема документов на архивное хранение. Студенты знакомятся с кратким справочником архива, со схемой размещения дел в архивохранилищах, с системой указателей, также студенты изучают правила работы в читальном зале, оформление заяв¬ки на выдачу дел.
Студенты вместе с сотрудниками отдела по работе с обращениями граждан присутствуют на приеме граждан, где они включаются в одно из основных направлений работы архива – исполнение запросов граждан и организаций социально- правового характера, связанных с обеспечением законных прав заявителей.
Непосредственно в хранилищах студенты изучают технологию хранения документов, режимы хранения (противопожарный, охранный, температурно- влажностный).
Наша основная задача – заинтересовать студентов, не загружать их скучной работой, такой как копирование документов, набор текстов, мы стараемся сделать студентов участниками общей работы архива.
Лучший способ привлечь в организацию молодых специалистов - управлять процессом их социальной и профессиональной адаптации, помочь в выборе пути развития и предоставить возможности для самореализации. У нас всегда есть надежда, что наши студенты будут нашими сотрудниками.
Для университетов же Екатеринбурга, институтов, колледжей архивная практика – это возможность соединить теоретическую и практическую подготовку студентов. Это способ дать возможность студентам на практике воспользоваться полученными знаниями и умениями. Это также возможность обратной связи с работодателем в вопросах качества образования в учебном заведении, а также вопросах, в какой области необходимо повысить знания и умения студентов, чтобы соответствовать современным требованиям рынков труда.
Свежие публикации данной категории